Строительство торговых комплексов: какие моменты стоит учитывать?

Возведение торговых комплексов подразумевает проведение мероприятий, связанных с оценкой финансовой обоснованности создания объекта, инженерных коммуникаций, оценкой соответствия экологическим стандартам и нормам безопасности.

Кроме того, разрабатывая проект строительства торгового комплекса, специалисты учитывают степень комфортабельности объектов для клиентов, арендаторов, показатели рыночной привлекательности. Рассмотрим, какие меры нужно предпринять при возведении торговых комплексов.
Проектированием ТЦ занимается команда профессионалов, в том числе архитекторы, инженеры, дизайнеры, маркетологи.

Особенности возведения торговых и развлекательных комплексов

Современный торговый центр – это не только место, где можно делать покупки. В будни и выходные дни люди посещают кинотеатры, приводят детей в зоны для игр, общаются с друзьями на фудкортах и кафе. В выходные дни некоторые семьи предпочитают прийти в ТЦ с утра и покинуть его ближе к вечеру. Именно поэтому строительство торговых центров – это ответственная задача, при которой учитывается совокупность факторов:
  1. Рядом с объектом располагаются остановки для общественного транспорта, важно организовать беспрепятственный въезд автомобилей на территорию.
  2. На прилегающей территории должно быть просторное место для парковки, некоторые ТЦ предполагают подземный паркинг.
  3. Архитектура объекта должна привлекать посетителей, быть уникальной.
  4. Необходимо равномерное распределение потоков людей с учетом коммерческих факторов и комфорта посетителей.
  5. При планировке внутреннего помещения важно учитывать интересы и потребности арендаторов.
Разработчики должны учитывать, что качественно разработанный проект будет влиять на рыночную стоимость ТЦ, его конкурентоспособность, он поможет оптимизировать расходы.

Проектированием ТЦ занимается команда профессионалов, в том числе архитекторы, инженеры, дизайнеры, маркетологи.

Работа этих специалистов регламентируется на законодательном уровне, в том числе Градостроительным кодексом, нормами пожарной безопасности, требованиями, предъявляемым к общественным зданиям и зданиям для маломобильных категорий населения.

Если на территории предусмотрено строительство лифтов и эскалаторов, требуется соблюдение дополнительных нормативных документов. Так, для эскалаторов разработан ГОСТ Р 54765-2011, а для лифтов ГОСТ Р 53780-2010. В проектной документации нужно указать, какими нормами руководствовались разработчики.

Использование типовых решений при проектировании ТЦ не исключает внесения изменений в соответствии с требованиями квартальной и городской застройки. Например, для организации подъезда к зданию потребуется изучить особенности транспортной инфраструктуры. При составлении предварительного перечня возможных арендаторов его нужно учитывать в проекте. Некоторые заказчики требуют соблюдения единого стиля экстерьера.

Стадии возведения торговых комплексов

Возведение ТЦ с последующей сдачей объектов в аренду входит в компетенцию крупных компаний. При организации арендного бизнеса важно правильно планировать и вести все бизнес-процессы. Рассмотрим стадии возведения таких объектов.

Исследование рынка недвижимости населенного пункта или района
Специалисты изучают ситуацию в области коммерческой недвижимости, исследуют наиболее успешные крупные объекты, рассчитывают оптимальную площадь ТЦ, определяют подходящий земельный участок под строительство торгового комплекса.

Исследование участка земли
После данного анализа, специалисты определяют, можно ли построить на этом месте ТЦ или нет. Определяется оптимальный формат здания (например, в услуги компаний входит строительство торгово-складских комплексов или торгово-развлекательных комплексов), его площадь.

Формирование концепции
Перед началом строительства специалисты разрабатывают концепцию. На этом этапе определяется целевая аудитория, подходящий формат, тематика для каждого этажа, потенциальные арендаторы, в том числе якорные компании. Рассчитывается сумма арендной ставки и другие параметры. Грамотная разработка концепции позволит избежать ошибок при размещении входов, эскалаторов, парковки. Кроме того, такая работа помогает привлечь перспективных арендаторов.

Предброкеридж
После формирования концепции, создания рекламных материалов, привлекательной презентации можно начинать переговоры с арендаторами. Главная задача такого этапа – определить интерес бизнесменов к этому проекту, договориться с перспективными предпринимателями еще до начала строительных работ, заключить предварительные соглашения с партнерами.

Внесение изменений в концепцию
В ходе переговорного процесса может потребоваться внести изменения в концепцию, поскольку у крупных игроков есть свои условия (к примеру, они могут потребовать установить грузовой лифт или создать отдельный вход).

Разработка проекта
На этом этапе заключается соглашение с проектной организацией. Имея на руках готовую концепцию, вы легко объясните специалистам все требования к зданию.

Процесс строительства
На этом этапе проводятся масштабные работы по возведению ТЦ и оформлению прилегающей территории.

Брокеридж
За несколько месяцев до сдачи проекта важно начать подбор компаний-арендаторов. На этом этапе проводятся презентации, рекламные кампании, ведутся переговоры с потенциальными деловыми партнерами. Это важная работа, так как именно в ходе нее определяется перспективы и доходность будущего торгового центра. Для брокериджа рекомендуется привлекать специализированную организацию, которая поможет привлечь арендаторов на выгодных для вас условиях.

Открытие ТЦ
Церемония открытия – один из этапов рекламной кампании, который поможет привлечь жителей города и туристов к новому месту для шопинга и интересного досуга. При успешном проведении церемонии вы заложите фундамент для дальнейшего процветания бизнеса.

Особенности предпроектных изысканий

Еще до начала разработки проекта необходимо провести инженерные изыскания. Земля под строительство торгового комплекса проходит всесторонний анализ. Полученная информация отражается в документах, которые передаются проектной организации.

На этапе инженерных изысканий выполняются следующие действия:
  1. Изучение особенностей участка земли, его рельефа, состояния почвы, анализ инженерных коммуникаций, которые уже установлены на объекте.
  2. Выбор места для основного здания и вспомогательных объектов, парковок и подъездных путей.
  3. Изучение градостроительной документации, возможности получения разрешительных документов на строительство, анализ возможных ограничений.
  4. Разработка съем и чертежей по результатам топографической и других видов съемок.

В результате изысканий создается перечень документов, которые будут составляющими частями проекта. Документация включает в себя следующее:
  1. Технические заключения, отчетность.
  2. Протоколы и ведомости дефектного типа.
  3. Чертежи и схемы, планы местности.
  4. Результаты топографической и инженерно-геодезической съемки.
  5. Документы с расчетами.

При разработке проекта учитываются особенности внутренней планировки, способы погрузочных и разгрузочных работ, доставки продукции, сооружение лифтов и эскалаторов, организация дополнительных входов и выходов для комфорта и безопасности людей.

После решения вопросов планировки проектировщики разрабатывают внешний и внутренний дизайн, систему освещения объекта. В задачи маркетологов входит определение оптимального места для размещения рекламных материалов, которые будут привлекать посетителей. Благодаря нестандартному дизайну ТЦ будет выделяться на фоне других зданий в городе.

Важно учитывать общие принципы проектирования. Так, кинотеатры, рестораны и фудкорты, как правило, располагаются на верхних этажах. Территорию около лестниц занимают мелкие предприниматели. Для крупных магазинов предоставляют два этажа, которые соединяются между собой эскалаторами.

Перед началом строительных работ проект обязательно согласуется с заказчиком, после этого документы передаются в экспертную организацию для дальнейшей проверки. Если оценка экспертов была положительная, можно получить разрешение на строительные работы.
Поделиться:
Смотрите также