Блог

Статья по итогам прямого эфира с Николаем Гордюшиным, заместителем губернатора Севастополя

7 апреля мы провели прямой эфир Вконтакте с Николаем Валерьевичем Гордюшиным, заместителем губернатора Севастополя. Представляем статью по итогам интервью.

- Николай Валерьевич, расскажите, что вы думаете об архитектуре региона в целом?
Архитектура Крыма формировалась исключительно благодаря тому, что он необычный. Регион имеет морской фасад, и вся застройка, которая пользуется благами моря, а это гостиничные и отельные комплексы, индивидуальное жилищное строительство, хочет иметь вид на море: либо 1ую линию, либо расположение повыше. Это сразу же диктует условия застройки.

Плюс рельеф местности: здесь свой отпечаток накладывает террасирование.

Что касается качества застройки, то нужно смотреть на периоды застройки, которые были в Крыму и Севастополе в свое время: досоветский период, советский период и тд.

- Какой период застройки ваш любимый?
Сегодняшний)

Самый нелюбимый – переходный – это 90е-2000е, когда формировалась хаотичная застройка в угоду финансовым возможностям застройщиков, и естественно отсутствовало понимание качественной архитектуры. Задача стояла – быстро построить и максимально дорого продать. Этот период мы все видим, понимаем, живем в нем. Да и у архитекторов тогда не было опыта: была советская школа, потом сильный спад, и сегодня только-только российское архитектурное сообщество, насмотревшись и набравшись иностранного опыта, впитав и переосмыслив то, что было в советской школе, выходит и очень долго и мучительно поднимается к какому-то качеству. 

Отдельно я бы отметил постройки советского периода, есть знаковые гостиничные комплексы на Южном побережье, с конструктивистскими, очень изящными решениями. Понятно, что сейчас они морально и физически устарели, но в них чувствуется дух времени. Когда находишься рядом, ты понимаешь, что это сделано мастерски, и это вызывает уважение.

- Какие объекты в регионе ваши самые любимые и почему?
Я сторонник современной, функциональной архитектуры, они мне близка и понятна. В Севастополе таких зданий сегодня практически нет. Но при этом есть большой пласт послевоенной архитектуры, когда город застраивался и перестраивался. Это делали питерские архитекторы с большим вложением умений и труда, и это вызывает уважение. 

Весь исторический центр Севастополя, то, как он сделан, вызывает во мне приятный творческий трепет. Понятно, что это дух того времени, и здания не функциональны по текущим меркам и с точки зрения строительных материалов и технологий. Например, сегодня никто не делает классические ордеры, потому что это технологически невозможно, дорого, нефункционально и мало кто способен сделать это качественно. Но даже человек не разбирающийся в архитектуре понимает, что ему приятно находиться в историческом центре, потому что это место сделано мастерами. 

С развитием технологий в архитектуре происходит переход к современному прочтению. Из 70х-80х годов могу отметить здание в Севастополе, которое называют «Одеколон» — это был технологический вызов. 
Из современных зданий, думаю, что-то появится в ближайшее время, будем работать вместе.

- Какие архитектурные тренды сейчас прослеживаются в городе?
Архитектурные старожилы Севастополя, конечно, хотят сохранить исторический облик города. Это понятно и вызывает уважение, и мы с этим работаем. При этом понимаем, что городу нужно развиваться, и развития в классическом направлении не будет. Не потому, что мы не хотим, а потому что сегодня воспроизвести такое качество стройки не способен ни один застройщик. Во-первых, это неэффективно с точки зрения продаваемых метров, во-вторых, очень дорого.

На смену приходит современная архитектура. Мы смотрим на ее качественное прочтение в части новых решений, которые сегодня появляются, и внедряем. 

И отдельно есть тема будущего и футуризма – это нестрогие, плавные формы, вызов технологиям, гигантские консоли – это дорого, и это решения, которые заложили архитекторы в будущий Театр оперы и балета в Севастополе. Когда такие вещи получается реализовать, очень важно смотреть за качеством, потому что можно придумать форму, а качественно реализовать ее не получится по определенным причинам.

Если говорить об этом направлении, то по моему опыту частные инвесторы не способны реализовать подобные вещи, поэтому в такие знаковые сооружения нужны вложения государства. Я уверен, что, если это реализуется в правильном виде, то послужит примером для молодого поколения архитекторов, которые будут туда приходить и перенимать опыт. Многие будут на этом учиться, так же, как и мы учились на постройках прошлого.

- Какая ситуация в регионе на контрасте со столицей?
Мне кажется, мы отстаем от Москвы лет на 20. 

В Москве в начале 2000х начинался активный, бурный рост, были сложные, переходные периоды, девелопмент только формировался, так же формировался новый стиль Москвы, новый дизайн, стали приходить иностранные архитекторы, чего не было никогда, и колоссальный опыт, который они принесли местным архитекторам, сильно поднял планку качества.

В общем, нам есть, куда идти, чему учиться, и думаю, местное архитектурное сообщество может приобрести сейчас определённую насмотренность. 

Я в свое время объездил десятки стран, это были профессиональные поездки, потому что я всегда интересовался тем, как сделаны современные знаковые объекты. Сейчас с поездками будет сложнее, но хорошо, что иностранный опыт как-то осел в России, появились новые здания, и сообщество этот опыт поймало. Надеюсь, что в архитектурном смысле у нас не будет застоя.

- Каких по вашему мнению объектов сейчас не хватает?
Откровенно говоря, много чего не хватает. 

Если говорить про функциональные вещи, то гостиничное направление страдает от нехватки качественных предложений. Например, у нас нет пятизвездочных отелей. И даже не в архитектурном плане, а по сервису. И это важно реализовывать, так как у Крыма хороший курортный потенциал. А гостиницы – это лицо региона, имидж, репутация. Поэтому нужно развивать гостиничную инфраструктуру, и для этого есть все возможности: прекрасная пляжная зона, например, Северная сторона Севастополя. 

Также не хватает современных парков. Парк Галицкого в Краснодаре, например, достойный пример, но это дорого. Я знаком с Сергеем Николаевичем Галицким и старшим, и младшим, я знаю, как эти люди мыслят, и понимаю, что немногие будут готовы так вкладываться. Он хотел оставить след, и создал себе вечный памятник в виде такого парка. 

Но я говорю про современные парки, которые могут быть недорогими, но в них заложена идея, простые решения, экологичные материалы. Благодаря этому ты находишься в душевном, приятном пространстве, и современные ландшафтные архитекторы умеют это делать. Также наши дети развиваются и растут не только в школе, но и на улице, в среде. Если они будет видеть какие-то ржавые или, например, слишком яркие качели, это все наложит определённый отпечаток в сознании. 

Все крупные парки Москвы уже словили эту фишку. Я сейчас не говорю о Зарядье, так как это был памятник всему миру, доказательство, что мы можем в самом центре Москвы, где самая дорогая городская территория, просто сделать парк.

Но есть другие парки, например, Нескучный сад. Он содержит много мест, куда вы приходите и понимаете, что вы окунулись в мир, где вам очень комфортно. Вы отпустили детей играть, они у вас на виду, и вам просто хорошо. Там нет ничего яркого: все деревянное, серое, аккуратное, изящное и комфортное как для вас, так и для детей. Профессионалы понимают за счет чего это было сделано, а обычный человек на подсознательном уровне это считывает. 

Во многих городах России есть и такие здания, мимо которых проходишь и на уровне ощущений погружаешься в очень приятное состояние. Потом гуглишь и понимаешь, что это здание спроектировал великий архитектор. Это происходит, потому что в самом здании заложена идея, архитектор постоянно о нем думал и вложил огромное количество энергии и сил на реализацию.

- Каких архитекторов вы бы хотели привлечь в Крым/Севастополь, чтобы создавать еще больше интересных проектов?
Я предполагаю, что в сегодняшних внешнеэкономических и политических условиях в Крым могут поехать не только работать и жить, но и проектировать какие-то команды, которые раньше об этом не думали. С точки зрения отдельно взятых объектов может я бы предложил рассмотреть какого-то конкретного специалиста, но в целом я считаю, что должно вырасти местное архитектурное сообщество. Например, это можно делать в коллаборациях с другими архитектурными бюро, и мы тоже так делали, когда были маленькой компанией. Сотрудничали с крупными бюро, почти за бесплатно, зато получали колоссальный опыт. Последними нашим партнерами были Бюро Заха Хадид, Ян Хельмут, Nikken Sekkei – это звезды мировой архитектуры, которым были нужны российские партнеры. Можно пройти этот путь в одиночку, но это будет мучительно долго, а сегодняшний мир сильно ускорился, поэтому коллаборации – это прекрасная возможность.

- Как вы видите Севастополь в будущем?
10 лет для города – это очень маленький срок. За 10 лет кардинально ничего не поменяется. Появятся современные, новые объекты, какие-то территории приведутся в порядок, появится более-менее приличная улично-дорожная сеть, каркас дорог, разберемся с инженерным обеспечением города – это то, что должно было быть сделано давно. 

Кардинальные изменения в городе, и не только в нашем, произойдут тогда, когда изменится тренд на транспорт, например. Когда мы уберем из головы диалоги о личном транспорте и будем думать, как использовать общественный. Когда изменится культура потребления, когда что-либо иметь будет не так важно нежели иметь возможность пользоваться чем-то. Это так называемая шэринг-экономика. Весь мир сегодня меняется, эти направления зададут тренд, и это сильно изменит облик городов. 

К тому же экология – важнейшее сегодняшнее направление, которое тоже наложит отпечаток на города. Когда придут другие технологии, будут более кардинальные сдвиги. К тому же сознание людей меняет весь уклад – когда люди будут думать иначе, появятся другие потребности, будут хотеть жить по-другому, тогда города будут перестраиваться. Сегодня современные города во всем мире уже думают об этом и закладывают какие-то детали в свой вектор развития, идут маленькими шагами. 

К тому же сейчас мы строим долговечные здания, которые прослужат порядка 100 лет, но есть мировая теория, которая активно обсуждается, что с учетом изменений мира, надо делать здания, которые будут жить наоборот не больше 20 лет, чтобы имелась возможность их быстро обновлять, чтобы у нас не стояли здания, за которыми мы вынуждены ухаживать по 100 лет, но функционально сегодня они уже не работают. Скорость развития сейчас и 50 лет назад абсолютно поменялась, сейчас все ускорилось, а дальше она еще больше взлетит вверх. И нам бы с нашими технологиями успеть на этот поезд, который очень быстро полетит в космос.

События Статьи